Радость как сравнение: Какой бывает РАДОСТЬ — Карта слов и выражений русского языка

Содержание

Внутренняя радость. Как найти счастье в себе

Счастливым может стать каждый и никакие обстоятельства не могут этому помешать. Каков же рецепт? Подсказка проста: ищите счастье в себе!

Попробуйте проникнуться одной простой мыслью: «Радость внутри нас». Повторите эти три слова несколько раз про себя. Понимаете ли вы, о чем они? Что, собственно, имеется в виду? И если вы эмоционально откликнулись на это высказывание, если оно затронуло вашу душу, вызвав какие-то приятные воспоминания, значит, вы способны осознать одну из величайших истин: вы можете быть счастливым. Вам дано понять, что счастье не зависит от того, как к вам относятся окружающие, что не важно, ужасным или прекрасным было ваше детство. Счастью не помешают карьерные неудачи, успехи друзей и даже болезни.

blog_button

 А теперь задумайтесь о смысле слова «радость».

Это просто приятное для вас чувство или нечто большее? Утреннее солнце, романтическое свидание, воскресный футбол с друзьями, удачный урок йоги, наконец, – все это, безусловно, важные приятные моменты. Но если вникнуть, то окажется, что все они зависят не от вас самих, а от определенных событий, людей или ситуаций, которые нужны вам, чтобы радоваться. И вам кажется, что счастливым можно стать только при удачном стечении всех обстоятельств: утром на небе светило солнце, днем вы успешно провели переговоры, вечером освоили новую асану, а дома вас ждал ужин с любимым. Так вы рискуете превратиться в неистового искателя приятных ощущений. Считать, что необходимо создать себе все условия, чтобы всегда быть в прекрасном расположении духа, – одно из самых распространенных заблуждений нашего времени.

Но внутренняя радость иного свойства. В санскрите есть четыре слова – сукха, сантоша, мудита и ананда, каждое из которых означает различный уровень счастья. Все вместе они – путь, ведущий к радости, которую ничем нельзя поколебать.

Сукха

Быстротечное удовольствие

Сукха – счастье, которое мы испытываем, находясь внутри своей зоны комфорта. Слово «сукха» переводится как «легкость», «удобство», «наслаждение». Выходя на улицу теплым летним днем, мы испытываем неожиданный прилив радости. Сукха – это так называемое обычное счастье – по своей природе мимолетна. Все состояния, которые зависят от внешних условий, могут в любой момент исчезнуть.

Сукха напрямую связана со своей противоположностью – «духкхой», или страданием. Как горячее и холодное, рождение и смерть – сукха и духкха всегда неразрывно вместе: если наше благополучие зависит от внешних условий, оно всегда будет зыбко.

Сантоша

Удовлетворение

«Йога-Сутры» считают крайне важной практику сантоши, так как это самый быстрый способ избавиться от волнения и беспокойства, возникающих в результате разочарований и неудовлетворенных желаний.

Сантоша – это довольство тем, что есть. Чтобы чувствовать себя счастливым, вам не нужно ничего, никаких специальных условий. Мы можем быть по-настоящему удовлетворены, только если откажемся от погони за недоступным, от завышенных ожиданий от жизни. Надо уйти от стереотипов и научиться не сравнивать свои способности, черты характера, имущество и даже духовные достижения с тем, что есть у окружающих.

Мудита

Духовное счастье

Практика сантоши действует успокаивающе на наше сознание – и незаметно для себя мы можем перейти на следующий уровень счастья. Мудита возникает спонтанно, из ниоткуда, словно послание из глубин сознания, способное в одно мгновение изменить наше состояние. Она вызывает различные чувства: благодарность, восторг, спокойствие, способность видеть красоту там, где раньше мы ее никогда не замечали, например в мусоре на тротуарах или гамбургерах.

Мудиту можно в себе развивать – духовная практика в основном как раз нацелена на то, чтобы найти в себе радость именно такого свойства. Например, мудиту вызывает духовное пение. Выполняйте определенные позы и медитируйте, повторяя мантры. Некоторые религиозные традиции, например бхакти-йога и суфизм, специализируются на искусстве развития мудиты, что помогает переходить в более тонкие состояния нашего сознания.

Ананда

Счастье за пределами понимания

Когда мудита наиболее полно влияет на наше восприятие мира, мы постигаем самый глубинный уровень радости – ананду. Она обычно переводится как «счастье», «полное блаженство». Это экстаз, восторг, упоение, исходящие из самого центра мироздания. Когда вы соприкасаетесь с ней, вы осознаете, что постигли ранее неведомые уровни реальности.

Некоторые учителя считают, что в момент такого экстаза, бегущего волнами по нашим жилам, мы общаемся с Богом. Подобное сравнение радости с прикосновением к божественному вы найдете в суфийской поэзии, в каббале и в произведениях христианских мистиков. Клайв Льюис назвал духовную автобиографию «Настигнут радостью», поскольку все его общение с Богом было ощущением абсолютного счастья. Культивируя в себе радость, мы прокладываем прямой путь к самопознанию. Начните с того, чтобы всерьез и без иронии воспринимать высказывания великих гуру. Попытайтесь понять их слова о радости, которая материальна и находится рядом – внутри вас и в окружающем мире. Затем найдите те практики, которые помогут вам раскрыться. Радость может прийти к вам неожиданно. Но и сами вы шаг за шагом можете подойти к ней.

Читайте также: ВНУТРЕННЯЯ УЛЫБКА. ИСЦЕЛЕНИЕ СЕБЯ.

От печали до радости

Легче поверить в то, что источник счастья внутри нас, чем познать это. Вы можете согласиться с тем, что радость заключена в вас самих, но не почувствовать этого. Что нужно сделать, чтобы найти в себе силы что-то поменять в отношении к миру? Как подобрать практику, которая способна помочь?

Самое главное – не пугаться того, что у вас не получается обрести радость здесь и сейчас, по первому вашему требованию. Как-то Сиддха Гурумайи Чидвиласананда сравнил радость с бабочкой, которая однажды обязательно прилетит и сядет вам на руку, но ее невозможно поймать и посадить насильно или тем более удержать. Вместо того чтобы пытаться заполучить радость, гораздо эффективнее будет найти практики, которые притягивают ее к себе, – в основном те, которые касаются работы с сознанием. Постарайтесь излечиться от цинизма, которым неизбежно заражается любой житель большого города.

Милосердие, умение быть благодарным себе и окружающим за все хорошее, что случается с нами в жизни, и даже за проблемы, которые на нас сваливаются, сознательный отказ от обид – все это помогает сломить преграду, образующуюся вокруг сердца и не подпускающую к нему радость. И обязательно обращайте внимание на мысленный разговор с самим собой, который вы, как и все люди, ведете постоянно. Мысль материальна.

Хочу себя сегодня радовать

Следующий шаг – это одна из форм мудиты, например пение, молитва, прямое обращение к своему сердцу и расширение в нем энергии, медитация с визуализацией, молитва за благополучие близких людей или любая практика, которых существует бессчетное множество.

Одна из очень хороших практик описывается в тантрических текстах. Пожалуй, она лежит в основе всего вышеперечисленного. Мы очень условно назовем ее «В погоне». Это незамысловатое упражнение можно выполнять в любое время – когда вы едете в общественном транспорте, моете посуду и даже когда слушаете радио. За очень короткое время оно сможет изменить ваше сознание.

Закройте глаза и вспомните время, когда вы были по-настоящему счастливы. Мысленно перенеситесь в тот момент. Вспомните, что вы тогда чувствовали. Можно представлять себе образы – вспомните место действия, в чем вы были одеты, кто при этом присутствовал. Спросите себя: «Что именно я тогда чувствовал?» Задав себе этот вопрос, подождите, пока ощущение счастья вернется к вам вновь. Постарайтесь задержать его в себе, пусть даже это получится сделать всего на несколько мгновений.

Затем, удалив из памяти место или ситуацию, определите точку на вашем теле, где располагается центр ощущения счастья, и попробуйте расширять чувство радости, пока оно не заполнит вас целиком. Если у вас хорошо развита зрительная память, то попытайтесь наделить чувство каким-нибудь теплым цветом, например золотым или розовым. Вы также можете работать с дыханием, расширяя в себе найденное в воспоминаниях ощущение при выдохе.

Попробуйте как можно дольше задержать в себе чувство счастья. Постарайтесь сделать так, чтобы хотя бы на мгновение оно стало самым главным. А ведь это лишь мимолетный взгляд на обретенную новую реальность – представьте себе, сколько счастья в действительности прячется внутри вас.

 


Международный Эзотерический Центр OKhelps

Обучайся легко, проведи время с пользой https://okhelps.com/

Получайте ответы на интересующие Вас вопросы от экспертов!

 

 

Источник

Положительные эмоции: Интерес и Радость (М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым)

2. Положительные эмоции

Интерес

Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в выраженном виде в творческом труде и в любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость является как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот: для того, чтобы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.

Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто од прислушивается или присматривается. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.

Интерес способствует развитию последнего и позволяет индивиду заниматься какой-либо деятельностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овладел. Это единственная эмоция, которая позволяет выполнять повседневную работу должным образом. Интерес помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, а также сохранять брачный союз. Если супруги интересуют друг друга как личности и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но следует отметить, что интерес возбуждается незнакомым. Поэтому муж и жена должны постоянно меняться, причем в лучшую сторону, т. е. необходим постоянный личностный рост.

Вот как оценивает значение интереса известный психолог Ф. Томкинс: «Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятий, но и для поддержания бодрствования. Действительно, бессонница может возникнуть не только при беспокоящем отрицательном чувстве, но и устойчивом интенсивном возбуждении. Без интереса мышление было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга (выделено мною. — М. Л.). Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса».

Прочитайте эту цитату еще раз и запомните: отсутствие интереса разрушает мозг! Без постоянного интереса не может возникнуть представления об объекте со сложными свойствами.

Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Ребенок не может заниматься предметом, которым не интересуется. «Он может запомнить факты, чтобы избежать позора поражения, но такое обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, — пишет Изард, — а это может быть обеспечено сильным интересом. Если постижение глубин предмета становится для ребенка жизненно необходимым, постоянное стремление выйти за пределы существующих знаний станет для него волнующим приключением». Продолжительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском.

Интерес играет важную роль в развитии творчества. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, — писал психолог А. Маслоу, — живет только в настоящем. Она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий».

А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: первичной и вторичной. Для первой характерны импровизация и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая — разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дисциплины и тяжелой работы. Практически все люди пережили первую фазу, но не у всех хватило сил для второй. Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил его идею в жизнь, прославился и получил материальные блага. Многие утешают себя тем, что они еще раньше пришли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал: «…взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы». Последняя очень часто сопровождается разочарованием, подавленностью. И только сила устойчивого интереса позволяет их преодолеть.

Эмоция интереса сопровождается оптимальным функционированием всех органов и систем. Человека, испытывающего интерес, можно сравнить с автомобилем, который со скоростью 90 км в час едет по гладкой дороге, что приводит к минимальным расходам топлива, снашиванию ходовой части и максимальному пробегу. Однако и у него есть недостаток. При длительном устойчивом интересе можно «загнать» себя. Вспомните, как с неослабевающим интересом вы могли всю ночь читать захватывающий детектив, не чувствуя сонливости. Но ведь на другой день продуктивность вашей работы снижалась.

Радость

Радость нельзя вызвать произвольно. Это не переживание, за которым можно гнаться и которого можно добиться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство радости? А когда окончили институт? У многих, верно, возникло чувство облегчения, а может быть, и тревоги: «Что будет дальше?» Нередко и повышение по службе сопровождается не радостью, а страхом перед новой ответственностью и поражением. Но как вы были рады, когда, тяготясь одиночеством в чужом городе, неожиданно встретили малознакомого вам человека, с которым практически не общались дома! И сразу на лице появилась улыбка радости.

Радость — не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чистой форме радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды (радость — побочный продукт).

Гимн радости пропела К. Изард: «Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость… сопровождается удовлетворенностью Окружающим и всем миром».

Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указывает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьшается стимуляция нервной системы. Когда малыша подбрасывают, у него возникает страх, а когда ловят — чувство радости. Люди, которые не могут испытывать чувство радости напрямую от интересного творческого труда, выбирают профессии, связанные с повышенной опасностью (альпинисты, монтажники, высотники, моряки и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них возникает чувство радости.

Многие невротичные натуры получают радость, видя чужие страдания. Для того чтобы ближе наблюдать их, они готовы оказать бескорыстную помощь. Часто эти люди сами неблагополучны. Их девиз: «Для себя ничего не могу сделать, а за другого глотку перегрызу». О таких людях писал Ф. Ницше: «Сострадательные натуры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способные одновременно и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, они не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое неудовольствие».

Ученые утверждают, что очень трудно говорить о причинах радости, поскольку ее переживание не обязательно следует из какой-то ситуации или действия. Это скорее побочный продукт правильно организованной деятельности. Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде, питье, которые удовлетворяют голод и жажду, или вследствие чего-то, что уменьшает гнев, отвращение, презрение, страх или стыд. Но самое главное — радость появляется на различных этапах творческой работы, при открытии, при завершающем творческом достижении и при триумфе.

Радость может возникнуть при узнавании чего-то знакомого. Для радости это то же самое, что новизна для интереса. Знакомые и друзья обновляют ваш интерес к себе, проявляя себя с новой стороны, а это приводит к более глубокому узнаванию человека, приносящего радость. В длительной дружбе и любви этот цикл продолжается до бесконечности.

А. Шопенгауэр считал радость «наличной монетой счастья». Поэтому всякий раз, когда в нас появляется веселость, мы должны идти ей навстречу; она не может появиться не вовремя. «…Что нам могут дать серьезные занятия — это еще вопрос, тогда как веселость нам приносит непосредственную выгоду». Следует только избегать той радости, которую ученый Шехтель назвал магической. Во время этого кратковременного переживания все обещает быть прекрасным и совершенным. Происходит «магическая трансформация мира». Человек, испытывающий магическую радость, рассматривает удовлетворение желания не как результат собственных усилий, а как подарок судьбы. Он ведет себя так, будто все его желания уже стали действительностью. Это положение иллюстрируется известным анекдотом, где мужчина, решивший, что он выиграет по лотерейному билету машину, вступил в конфликт со своим сыном по поводу того, кто и где будет сидеть в машине. Так как к согласию они не пришли, то папаша выгнал сына из машины и только потом вспомнил, что машины у них пока еще нет.

Поскольку при магической радости возникает чувство исключительности, подчеркивает Шехтель, оно может вызвать напряжение в отношениях с другими и чувство изоляции. Нам приходится видеть проявление этой магической радости у студентов, чувствующих себя уже докторами наук, у актеров, считающих себя звездами! Люди, стоящие в очереди за дефицитным товаром, часто ведут себя так, как будто его уже приобрели. Если вдруг товар им не достается, они переживают это так, словно имели его и потеряли.

Реальная радость основывается не на пассивном предвосхищении событий. Она обнаруживается в любой повседневной деятельности. Как гласит восточная мудрость, «задача каждого человека — прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они наслаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает социальное взаимодействие. Повторяющаяся радость увеличивает устойчивость человека к стрессам, помогает ему справиться с болью, быть уверенным и мужественным. Интенсивный интерес держит в напряжении. Неизбежные барьеры, стоящие на пути к достижению целей, могут вызвать страх и гнев; неудачи и необходимость ловчить, приспосабливаться — стыд, чувство вины. Радость же успокаивает человека.

Комбинация интереса и радости является основой любви. К человеку, являющемуся источником длительного интереса и радости, развивается сильная привязанность. Радость окрашивает весь мир в более яркие краски. Он видится сквозь розовые очки, а человек в радости становится уверенным, устойчивым и великодушным. Только от такого и можно принимать помощь. Интеллектуальная работа при наличии интереса сама по себе приносит радость. Но если возникает переутомление, то замедление интеллектуальной работы, вызванное радостью, создает наиболее благоприятные условия для отдыха и восстановления сил.

Счастье — не синоним радости, но эти понятия тесно связаны. Счастливый радуется чащб, чем несчастный. Счастливые люди более успешны в жизни, уверены в себе, оптимистичны. Их действия последовательны, целенаправленны и результативны. Они получают удовлетворение от процесса труда, а не только от его результата, и радость от межличностных отношений, будь то дружба или любовь. Они более способны делать то, что должна делать нормальная личность по 3. Фрейду: любить и работать. Переживая радость, люди наслаждаются мигом, а не критикуют его.

Что же мешает радоваться? Устаревшие правила и инструкции, иерархизированные отношения между людьми, догматизм в отношении воспитания детей и секса. Все то, что Э. Берн называет Родителем. Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреждений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Как же добиться радости? Есть два пути: один путь — приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей. Это путь в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь — приспособиться к миру и переделать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться, тренироваться и получать удовлетворение от тех же факторов. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и получать радость от него.

Связь между интересом и радостью

«Делу — время, а потехе — час» — гласит народная мудрость. В Библии четко указано соотношение труда и отдыха — 6:1. Шесть дней надо с интересом работать и один день с радостью отдыхать.

К чему же приводит ситуация, когда личность питается одним интересом?

Вспомним историю моего больного М. (III глава первой части). Он жил только интересом в работе и не получал радости от общения с друзьями. И чем больше он занимался, тем больше в своем развитии отрывался от сверстников и, следовательно, тем меньше у него было шансов приобрести товарищей и испытать радость общения. Результат — глубокая депрессия.

А теперь противоположный пример.

«…Упорный труд ему был тошен», — говорит о своем герое А. С. Пушкин. Онегину оставалась только радость. Легче всего ее получить в развлечениях и общении с противоположным полом. Поэтому все свои душевные силы Онегин направил на любовь. И, конечно, наступил момент, когда «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть».

Мне представляется природа донжуанизма следующим образом. Эмоция интереса, как уже говорилось ранее, возникает в процессе творческого труда, который, таким образом, является жизненной потребностью человека. Лучше и легче всего это достигается в профессиональной деятельности. Для Онегина развлечения и любовь становятся как бы профессией. С ростом «квалификации» следующая победа дается ему все легче и легче. Для интереса всегда нужно что-то новое, отсюда — частая смена предмета любви. Постепенно искусство обольщения сводится к автоматизму (это уже не творческий труд), слава начинает идти впереди героя. Онегин понимает, что в любви счастья ему не достигнуть. «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас…» &mdas

Радость. Как выражать радость. Как стремиться к радости. Радость и печаль.