Что такое межнациональный конфликт: Конфликт межнациональный — это… Что такое Конфликт межнациональный?

Содержание

Конфликт межнациональный — это… Что такое Конфликт межнациональный?



Конфликт межнациональный

одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства. Проявления К.м. многообразны: от скрытых форм на уровне бытового национализма до вооруженных столкновений, перерастающих в гражданские войны.

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ.
2002.

  • Конфликт вооруженный
  • Конфликт пограничный

Смотреть что такое «Конфликт межнациональный» в других словарях:

  • КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ …   Юридическая энциклопедия

  • Конфликт межнациональный — любая форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку национ. различий. К. м. сопровождается напряженностью в межнацион. отношениях. Эта… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — столкновение взаимодействующих нац. (этнич.) групп, возникающее на основе несовпадения, противопоставления, ущемления или игнорирования интересов любой из сторон. Симптомами Км., позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, являются:… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Конфликт социальный — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… …   Википедия

  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — столкновение различных этнополитических интересов народностей в многонациональных государствах. В отдельных случаях происходит в форме вооруженного конфликта …   Юридическая энциклопедия

  • Межнациональный конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

  • Конфликт (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения). Конфликт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами  лицами или группами[1]. Содержание 1 История понятия …   Википедия

  • Межнациональный конфликт — Межэтнический конфликт конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Причины и стадии развития Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне… …   Википедия

  • Конфликт в Сагре — Конфликт в Сагре  массовая перестрелка между местными жителями посёлка Сагра, находящегося в 40 км от Екатеринбурга, и приехавшей из Екатеринбурга бандой, произошедшая 1 июля 2011 года. В результате конфликта погиб один из… …   Википедия

  • Конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

Книги

  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов Михаил Александрович. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 328 руб
  • Грузино-Абхазский конфликт История одной войны, Жирохов М.. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств-постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 300 руб
  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов М.А.. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 227 руб

Другие книги по запросу «Конфликт межнациональный» >>

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — это… Что такое МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ?



МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — столкновение различных этнополитических интересов народностей в многонациональных государствах. В отдельных случаях происходит в форме вооруженного конфликта.

Юридическая энциклопедия.
2015.

  • МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ СУДЫ
  • МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Смотреть что такое «МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ» в других словарях:

  • Межнациональный конфликт — Межэтнический конфликт конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Причины и стадии развития Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне… …   Википедия

  • Межнациональный конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

  • Межнациональный конфликт в Кондопоге — Конфликт в Кондопоге беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006, вызванные убийством трёх [1] местных жителей выходцами из Чечни. Для подавления волнений был использован Петрозаводский ОМОН. Задержаны более 100 человек,… …   Википедия

  • КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ …   Юридическая энциклопедия

  • Конфликт социальный — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… …   Википедия

  • Конфликт (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения). Конфликт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами  лицами или группами[1]. Содержание 1 История понятия …   Википедия

  • Конфликт в Сагре — Конфликт в Сагре  массовая перестрелка между местными жителями посёлка Сагра, находящегося в 40 км от Екатеринбурга, и приехавшей из Екатеринбурга бандой, произошедшая 1 июля 2011 года. В результате конфликта погиб один из… …   Википедия

  • Конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

  • Конфликт межнациональный — любая форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку национ. различий. К. м. сопровождается напряженностью в межнацион. отношениях. Эта… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • межнациональный — ая, ое. Существующий, происходящий между нациями. М ые связи. М. конфликт. М ая вражда, рознь …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Дело непогашенной луны, Хольм ван Зайчик. 512 стр. Скоропостижно умирает император, и принцесса Чжу Ли срочно возвращается в Ханбалык… Мордехай Ванюшин, величайший физик современности, один из создателей ордусского ядерного оружия,… Подробнее  Купить за 1025 грн (только Украина)
  • Беда (изд. 2014 г. ), Гэри Шмидт. Отец Генри Смита всегда говорил ему: если ты построишь свой дом подальше от Беды, она никогда тебя не найдет. Старшего брата Генри, Франклина, сбил пикап, за рулем которого сидел беженец из… Подробнее  Купить за 340 грн (только Украина)
  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов Михаил Александрович. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 328 руб

Другие книги по запросу «МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ» >>

КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — это… Что такое КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ?



КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ
— столкновение взаимодействующих нац. (этнич.) групп, возникающее на основе несовпадения, противопоставления, ущемления или игнорирования интересов любой из сторон. Симптомами Км., позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, являются: Появления недовольства в той или иной форме со стороны любой из взаимодействующих нац. групп возникновение межнац. напряженности; формирование установок на активное участие в тех или иных формах протеста; низкая оценка статуса своей нац. группы большинством ее представителей. В возникновении конфликтной ситуации первоначальное значение имеет массовое распространение  негативных стереотипов и оценок, адресованных другой нац. группе. Затянувшийся или принявший изначально острую форму К.м. может привести к тяжелым последствиям (о чем свидетельствует практика становления новых независимых гос-в на территории бывшего Советского Союза). Особую важность приобретает в этой связи прогнозирование возможных конфликтов и их нейтрализация (трансформация, локализация) на ранних стадиях. Лит.: Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. 1994. Жириков А.А. Этнические факторы политической общности. М., 1995. Дробижева Л.М., Ак-лаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996. В.Н. Иванов

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
Г.В. Осипов.
1999.

  • КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • КОНФЛИКТ ПОЗИЦИОННЫЙ

Смотреть что такое «КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ …   Юридическая энциклопедия

  • Конфликт межнациональный — любая форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку национ. различий. К. м. сопровождается напряженностью в межнацион. отношениях. Эта… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Конфликт межнациональный — одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства. Проявления К.м. многообразны: от скрытых форм на уровне бытового национализма до вооруженных столкновений, перерастающих в гражданские… …   Пограничный словарь

  • Конфликт социальный — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… …   Википедия

  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — столкновение различных этнополитических интересов народностей в многонациональных государствах. В отдельных случаях происходит в форме вооруженного конфликта …   Юридическая энциклопедия

  • Межнациональный конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

  • Конфликт (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения). Конфликт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами  лицами или группами[1]. Содержание 1 История понятия …   Википедия

  • Межнациональный конфликт — Межэтнический конфликт конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Причины и стадии развития Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне… …   Википедия

  • Конфликт в Сагре — Конфликт в Сагре  массовая перестрелка между местными жителями посёлка Сагра, находящегося в 40 км от Екатеринбурга, и приехавшей из Екатеринбурга бандой, произошедшая 1 июля 2011 года. В результате конфликта погиб один из… …   Википедия

  • Конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

Книги

  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов Михаил Александрович. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 328 руб
  • Грузино-Абхазский конфликт История одной войны, Жирохов М.. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств-постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 300 руб
  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов М.А.. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 227 руб

Другие книги по запросу «КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ» >>

этнический конфликт — это… Что такое этнический конфликт?



этнический конфликт

— форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником Э. к., как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия. Нарастание Э. к. сопровождается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии.


Внутренним, собственно этническим, источником Э. к. может быть столкновение национальных интересов, т. е. тех же социально-политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне национального самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности. Осознание этих интересов все большим количеством членов данной этнической группы в ситуации столкновения приводит к появлению угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и, соответственно, потребности защищать их. Другим источником Э. к. может служить политизация этнической принадлежности, т. е. процесс, при к-ром противостоящие социальные слои и группы поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах Э. к. может приобретать благодаря большому эмоциональному потенциалу этнического самосознания людей, возможности быстрой консолидации всех социальных групп данной общности по этническому признаку.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
1998.

  • этнические установки
  • эффект незавершенного действия

Смотреть что такое «этнический конфликт» в других словарях:

  • Этнический конфликт — (communal conflict), конфликт между разл. группами нас. (часто в одном госве), в основе к рого лежат религ., расовые, языковые, культурные или историч. различия факторы, в совокупности определяющие природу и особенности этнической группы. Э.к.… …   Народы и культуры

  • КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ — англ. conflict, ethnic; нем. Konflikt, ethnischer. Конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также соц. неравенства. Antinazi. Энциклопедия социологии …   Энциклопедия социологии

  • конфликт этнический — форма конфликта межгруппового, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Их источником обычно являются внеэтнические социально политические и экономические противоречия. Нарастание конфликта этнического… …   Большая психологическая энциклопедия

  • конфликт этнический — конфликт этнический, форма гражданского противостояния на внутри и трансгосударственных уровнях, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени определённой этнической общности. Различаются формы… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Конфликт этнический — форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнич. различий. Под К. э. следует понимать разного вида конкуренцию между группами от… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Этнополитический конфликт — Этнополитический конфликт  одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. А.Р. Аклаев в своей работе «Этнополитическая конфликтология»[1] дает более развернутое определение: Этнополитические конфликты …   Википедия

  • Этноконфессиональный конфликт — Этноконфессиональный конфликт  одна из форм этнических конфликтов, в которых конфессиональное различие усугубляет этническое. Особо выраженные формы проявляет в регионах, населенных народами, сложившимися в разных цивилизациях (Кавказ,… …   Википедия

  • Межэтнический конфликт — Межэтнический конфликт  конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая… …   Википедия

  • Межнациональный конфликт — Межэтнический конфликт конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Причины и стадии развития Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне… …   Википедия

  • Педагогический конфликт — К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например.Так же педагогические …   Википедия

Книги

  • Расшифрованный Нострадамус (комплект из 2 книг), Зима Д., Зима Н.. 13 дат… На самом деле Мишель Нострадамус предсказал гораздо больше, просто из всех событий именно 13 действительно потрясли мир: Французская революция, Наполеон и егоразгром в России,… Подробнее  Купить за 910 руб
  • Обман, Элизабет Джордж. Жизнь небольшого курортного городка Балфорд-лен-Нец в Эссексе буквально взорвалась. В старом доте времен войны найден убитым уважаемый представитель пакистанскойобщины города Хаитам Кураши.… Подробнее  Купить за 297.5 руб
  • Шаш, Валерий Бардаш. Вечный порядок жизни азиатского города Шаш на окраине советской империи нарушает кровавый этнический конфликт между коренными жителями и некоренными. Группа молодых шашей потрясена безвинной… Подробнее  Купить за 59.9 руб электронная книга

КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — это… Что такое КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ?



  • КОНФЛИКТ ВОЕННЫЙ
  • КОНФЛИКТА ЗАМОРАЖИВАНИЕ

Смотреть что такое «КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • Конфликт межнациональный — любая форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку национ. различий. К. м. сопровождается напряженностью в межнацион. отношениях. Эта… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Конфликт межнациональный — одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства. Проявления К.м. многообразны: от скрытых форм на уровне бытового национализма до вооруженных столкновений, перерастающих в гражданские… …   Пограничный словарь

  • КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ — столкновение взаимодействующих нац. (этнич.) групп, возникающее на основе несовпадения, противопоставления, ущемления или игнорирования интересов любой из сторон. Симптомами Км., позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, являются:… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Конфликт социальный — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… …   Википедия

  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — столкновение различных этнополитических интересов народностей в многонациональных государствах. В отдельных случаях происходит в форме вооруженного конфликта …   Юридическая энциклопедия

  • Межнациональный конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

  • Конфликт (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения). Конфликт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами  лицами или группами[1]. Содержание 1 История понятия …   Википедия

  • Межнациональный конфликт — Межэтнический конфликт конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Причины и стадии развития Хотя в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне… …   Википедия

  • Конфликт в Сагре — Конфликт в Сагре  массовая перестрелка между местными жителями посёлка Сагра, находящегося в 40 км от Екатеринбурга, и приехавшей из Екатеринбурга бандой, произошедшая 1 июля 2011 года. В результате конфликта погиб один из… …   Википедия

  • Конфликт в Яндыках — Массовые беспорядки в селе Яндыки Астраханской области произошли 18 августа 2005 года. В ходе беспорядков, в которых участвовало около 300 человек, было подожжено 6 домов и избито несколько проживающих там чеченцев. Поводом для беспорядков стало… …   Википедия

Книги

  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов Михаил Александрович. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 328 руб
  • Грузино-Абхазский конфликт История одной войны, Жирохов М.. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств-постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 300 руб
  • Грузино-абхазский конфликт. История одной войны, Жирохов М.А.. Конфликт в Абхазии, который зародился как межнациональный, ныне стал той точкой, в которой переплелись геополитические интересы сразу нескольких государств — постоянных членов Совета… Подробнее  Купить за 227 руб

Другие книги по запросу «КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ» >>

Причины межэтнических конфликтов

Существует несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликтов на основе изучения опыта, накопленного в различных регионах мира. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством в столкновениях конфликтующих сторон.

[adsense]

Основой межнациональных конфликтов являются проблемы и противоречия, которые возникают в процессе взаимоотношений этносов. В многонациональном государстве любой вопрос, чего бы он ни касался – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и национальное выражение. Возникновение межнациональных конфликтов и их острота во многом зависят от формы построения многонационального государства, ее национальной политики.

Одна из главных причин межэтнических конфликтов – территориальная проблема, территориальные споры. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государства. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. Причем время, от которого производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

С этнотерриториальными проблемами связаны политические причины конфликтов. Речь идет, прежде всего, о проблеме создания этносами независимых территориально-государственных образований. Большая часть этносов на планете не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере развития экономики и культуры этносов, роста их этнического самосознания в их среде возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение обычно возникает в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Политические причины конфликтов возникают и тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные» также порождает политико-правовое неравенство, а, следовательно, может являться причиной межэтнических конфликтов.

Разнообразны экономические причины этнических конфликтов. Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом обделенности этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное ущемление, становится причиной формирования и проявления этнической солидарности.

Этнические конфликты могут возникать вследствие социальных причин, социальной напряженности. Чаще это происходит в условиях кризисного состояния общества, когда складываются предпосылки социально-политического противостояния и конфликтов, в том числе и по этническому признаку. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывается социальная неоднородность в экстерриториальном аспекте. И тогда проблемы социальной необеспеченности, безработицы, этнодемографии и другие приобретают зримо выраженный этнический характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и нетитульными этносами. Бывает и так, когда этнический конфликт может стать эффективным способом «слива» социального взрыва в русло межэтнического противоборства.

Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы. Когда не удовлетворяются этнокультурные запросы той или иной этнической группы, не обеспечиваются условия для изучения и использования родного языка или даже явно проявляется языковой шовинизм, это ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь не идет о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульной нации в полиэтническом государстве ущемляет значение языков других этносов и становится средством, чтобы занять ключевые посты в обществе, т.е. обеспечивает представителей титульной нации определенными привилегиями.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои – чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно. Психологическую напряженность могут создать этнические проблемы – подлинные и мнимые, – основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

Конечно, этнические конфликты вызваны не только отмеченными выше причинами. Анализируя этнические конфликты на постсоветском пространстве, можно выделить причины самого разнообразного характера. Если объединить эти причины в несколько групп, то получится следующая картина:

социально-экономические – неравенство в уровне жизни, безработица, различное количественное представительство в престижных профессиях;

административно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

культурно-языковые
– недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни;

этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные, войны и т.д.).

В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Однако далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе противоречия, ведущие к конфликту. Так, большинство этнотерриториальных споров идет от имени политических элит, правительств, движений. И далеко не всегда такие споры захватывают значительные группы какого-то этноса.

В этот день:
Дни рождения
1821 Родился Габриэль де Мортилье — французский антрополог и археолог, один из основоположников современной научной археологии, создатель классификации каменного века; также считается одним из основателей французской школы антропологии.
1858 Родился Саломон Рейнах — французский археолог, специалист по античной культуре.
1938 Родилась Евгения Ивановна Деревянко — доктор исторических наук, специалист по археологии Приамурья.
Дни смерти
1974 Умерла Гали Федоровна Корзухина — советский археолог, специалист по истории средневекового художественного ремесла и материальной культуры Древней Руси.
1984 Умер Александр Филиппович Медведев — советский археолог, специалист по средневековому оружию, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии, лауреат Государственной премии (1970).
Свежие записи

Виды межнациональных конфликтов — Студопедия

 

Есть два принципа классификации межэтнических конфликтов: один — по характеру действий конфликтующих сторон; второй — по содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

Одними из первых межэтнические конфликты типологизировали Э.А. Паин и А.А. Попов – эти исследователи опубликовали первую статью по этническим конфликтам в СССР. Они выделили конфликты стереотипов, то есть ту стадию конфликта, когда этнические группы могут еще четко не осознавать причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «не дружественного соседа», «нежелательной группы». В качестве примера ученые приводили армяно-азербайджанские отношения. Действительно, социологические и полевые этнографические исследования задолго до конфликта фиксировали взаимные негативные стереотипы армян и азербайджанцев.

Другой тип конфликта Э.А. Паин и А.А. Попов назвали «конфликтом идей». Характерными чертами таких межнациональных конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право» на государственность (Эстония, Литва, Грузия, Татарстан, другие республики СССР), на территорию (Армения, Азербайджан, Северная Осетия, Ингушетия). В ходе национальных движений разрабатываются основные модели идеологии, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

Третий тип конфликта — конфликт действий. К этому типу относятся митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, вплоть до открытых столкновений.



Оценивая приведенную типологизацию, можно сказать, что в ней отражены скорее стадии или формы конфликтов. Но такая оценка была бы неточной. Существует другая типологизация конфликтов — по основным целям, содержанию требований:

1) первый тип — статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Национальные движения в Эстонии, Литве, Латвии, Армении, на Украине, в Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.


2) второй тип конфликтов — статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана. Впоследствии, после создания независимой России, радикальная часть национального движения поставила вопрос об ассоциированном членстве Татарстана в Российской Федерации. Конфликт завершился подписанием Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений.

3) третий тип конфликтов — экстерриториальные. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 экстерриториальных споров. По мнению В.Р. Стрелецкого, к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.

Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты считают, что к таким конфликтам следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею.

С точки зрения принятого определения межэтнического конфликта, к ним следует относить те ситуации, в которых идеи территориальных притязаний «обеспечивают» этническую мобилизацию. Основываясь на таком определении, надо признать, что число этнотерриториальных конфликтов, несомненно, меньше, чем точек территориальных споров. Например, в Калмыкии, потерявшей в годы репрессий какую-то часть своих территорий, заявления об этом были, но в конфликты по данному поводу калмыки не вступают.

Территориальные споры часто возникают в ходе реабилитационного процесса в отношении репрессированных народов.

4) четвертый тип — конфликты межгрупповые (межобщинные). Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986 г.), в Туве (1990 г.), а также русско-эстонский в Эстонии, русско-латышский в Латвии и русско-молдавский в Молдавии. Причем, если первые два имели характер межгрупповых столкновений, переросших в демонстрационные формы противостояния, а в Туве — и в последующий отток русских из зоны конфликта, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств, направленными на «вытеснение» неэстонского населения, акциями национал-экстремистов, а, с другой — организацией сопротивления. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

Конечно, типологизация конфликтов достаточно условна, поскольку нередко в одном конфликте соединяются несколько разных целей и содержаний. Сам процесс регулирования связан с формой, длительностью, масштабами конфликтов.

 

Глава 2: межнациональные конфликты в современном мире и пути их разрешения

 

Можно ли избежать этнического конфликта?

От геноцида в Руанде в 1994 году до нынешнего насилия в Бирме этнический конфликт неоднократно преследовал мир, разрушая общины. Следующее исследование в рамках этого эссе фокусируется на том, почему насильственные этнические конфликты неизбежны, путем оценки нынешних подходов к предотвращению. Прежде чем обсуждать превентивные методы, важно понять, что в этом эссе будет определять «этническая принадлежность» и «этнический конфликт».Поверхностное определение этнической принадлежности можно понимать как группу, в которую индивид определяет себя. Однако Бэнкс и Фентон оспаривают это упрощенное восприятие, предлагая исчерпывающие объяснения. Исследование Бэнкса показывает, что для того, чтобы по-настоящему понять это явление, этническую принадлежность следует рассматривать как совокупность множества социальных и наследственных факторов. Он учитывает широкий спектр факторов, в том числе биологические отношения, достижения, идентичность и происхождение, которые влияют на социальную конструкцию человека (Banks 1996, p.190). Говоря более упрощенно, Бэнкс предполагает, что этническая принадлежность — это интеллектуальная конструкция, на которую влияют социальные факторы. Проведенное Фентоном сравнительное исследование поддерживает идею социальной конструирования этничности, утверждая, что «социальная конструкция происхождения и культуры, мобилизация происхождения и культуры, а также значения и последствия построенных вокруг них систем классификации» оказывают влияние на то, что создает этническую принадлежность (Фентон 2010, стр.3).

Анализ этой концепции Фентоном также предполагает, что этническая принадлежность является социально сконструированной, при этом подчеркивается влияние происхождения и культуры.В целом его аргументы показывают, что конструкции привели к образованию сообществ, в которых базируются отдельные этносы. Принимая во внимание исследования Бэнкса и Фентона, этническую принадлежность можно понимать как общую идентичность, в рамках которой определяют себя отдельные социально сконструированные сообщества. Принимая во внимание это определение этнической принадлежности, этнический конфликт можно интерпретировать как рост напряженности между двумя отдельными сообществами из-за их различных этнических идентичностей. Жестокие этнические конфликты можно рассматривать как перерастание этой напряженности в физическое насилие.

Следуя этим определениям, это эссе продемонстрирует, почему в некоторых случаях невозможно избежать жестоких этнических конфликтов. В первом разделе я кратко изложу причины этнических конфликтов, чтобы выявить, что увеличивает напряженность. После установления источников конфликта, второй раздел будет содержать оценку превентивных методов, позволяющих избежать указанных причин. Возможные методы предотвращения, которые будут рассмотрены, — это экономическое развитие, эффективное управление, вмешательство и дипломатия.В третьем разделе рассматривается влияние обсуждаемых подходов на предотвращение конфликта в Дарфуре, Судан, чтобы дополнительно продемонстрировать, почему этнический конфликт неизбежен.

Раздел 1: Ученые о причинах этнических конфликтов

Ресурсы

Исследование Вегенаста и Базедау предполагает, что разделение сообществ на части, объединенное с природными ресурсами, является рецептом эскалации конфликта (Wegenast and Basedau 2013, p. 433). Их аргументы, во-первых, основаны на представлении о том, что существование нескольких этнических групп ведет к разделению.Однако насильственный конфликт становится более вероятным, когда доступны большие объемы природных ресурсов. Этнически разделенные сообщества будут бороться за право собственности на ресурсы, демонстрируя, как конфликтная напряженность может возрасти из-за ресурсов. Исследование Вегенаста и Базэдау полезно тем, что они предоставляют доказательства, демонстрирующие сильную корреляцию между ресурсами, этническим разделением и насилием (Wegenast and Baseau, p.443). Тем не менее их результаты ограничены из-за отсутствия учета последствий нехватки ресурсов.

Хэмпсон и Мэлоун, напротив, рассматривают этот аспект, утверждая, что нехватка достаточных ресурсов в бедных сообществах может привести к этническому конфликту (Hampson and Malone 2002, p.79). Они рассматривают ряд альтернативных факторов, включая высокий рост населения, неравномерное распределение земель и другие экономические факторы, как триггеры конфликта (Hampson and Malone 2002, p.79). Наряду с исследованиями Вегенаста и Базедо предыдущие аргументы свидетельствуют о том, что конкуренция за ресурсы и существование дефицита ресурсов способствуют возникновению конфликта.

Дилемма безопасности

Исследование Барри Позена предлагает анализ того, почему мы должны рассматривать дилемму безопасности как еще один фактор, вызывающий этнический конфликт. Под сильным влиянием реалистических объяснений, он предполагает, что условия анархии вызывают незащищенность, которая может привести к конфликту (Posen 1993, p.27). Эта возможность конфликта увеличивается в государствах с несостоявшимися режимами из-за дилеммы безопасности. Дилемма безопасности возникает, когда одна группа пытается повысить свою собственную безопасность, что приводит к большей незащищенности для другой, создавая давление, которое может привести к конфликту (Posen 1993, p.28). Используя свидетельства постсоветских режимов, этническое насилие вспыхивает, когда группы в несостоявшихся государствах пытаются обезопасить себя. Позен предполагает, что это может происходить непреднамеренно, когда такое поведение, как получение оружия для защиты, может быть истолковано как жестокий жест по отношению к другим (Posen 1993, p.28). Этот анализ полезен тем, что позволяет нам рассматривать дилемму безопасности как причину этнических конфликтов в слабых государствах. Подходы к избеганию должны включать способы заставить группы внутри слабых государств чувствовать себя менее опасными (Posen 1993, стр.43).

Элитная теория

Хотя исследование Позена полезно для установления причин, Де Фигейредо и Вайнгаст утверждают, что его объяснения ограничены (Walter and Snyder 1999 p. 262). Их утверждение подтверждается тем, что Позен сосредоточил внимание на конфликте в несостоявшихся режимах. Напротив, Де Фигейредо и Вайнгаст более тщательно продумывают причины, предполагая, что еще одной причиной конфликта являются политические элиты. Теория элит предполагает, что политические элиты инициируют конфликт ради политической выгоды (Walter and Snyder, 1999, p.261). Де Фигейредо и Вайнгаст утверждают, что слабые лидеры используют конфликт как инструмент для восстановления утраченной власти. На примере конфликта в Югославии полезна их модель для установления причин. На практике они демонстрируют, насколько утверждения Слободана Милошевича были важны для индукции страха, который привел к агрессивному поведению в Югославии (Walter and Snyder 1999 p.265). Таким образом, исследование Де Фигейредо и Вайнгаста демонстрирует, почему подходы к избеганию должны также учитывать способы обращения с политическими элитами.

Раздел 2: Подходы к предотвращению

Экономическое развитие

Исследование в рамках первого раздела показало, что обилие ресурсов и их нехватка являются влиятельными факторами, которые могут вызвать конфликт. Как следствие, многие ученые в этой области предложили экономическое развитие для предотвращения эффектов конкуренции, которые ресурсы могут вызывать среди населения. Таким образом, можно проанализировать экономическое развитие как превентивную меру, чтобы показать, можно ли избежать этнического конфликта.

Участие Организации Объединенных Наций и ее более широких агентств может быть использовано для противодействия негативным последствиям, которые могут вызвать ресурсы (Hampson and Malone 2002, p.77). Следует задействовать такие агентства, как Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Международные финансовые институты (МФИ), благодаря их установленным программам помощи, развития и наращивания потенциала. Программа ПРООН по наращиванию потенциала преследует широкий круг задач, таких как укрепление институтов и улучшение прав человека в слаборазвитых сообществах (United Nations 2009, p.5). Кроме того, Хэмпсон и Мэлоун утверждают, что ООН как институт является успешным механизмом мониторинга. Возможность конфликта может быть уменьшена благодаря способности Совета Безопасности вводить санкции против правительств, а также вмешиваться в форме миротворческих сил для снижения напряженности (Hampson and Malone 2002, p.85). Их аргументы полезны, так как они демонстрируют потенциально успешные методы избегания. Однако значительный анализ предложений Хэмпсона и Мэлоуна демонстрирует трудности в предотвращении конфликта.

Участие ООН, о котором говорилось выше, является успешным с точки зрения ее способности направлять миротворческие силы туда, где обычно возникают конфликты. Тем не менее, такие действия, как ввод миротворческих сил, являются реакционными и используются после того, как конфликт уже начался. Поддержание мира можно рассматривать как превентивный метод только в том случае, если оно использовалось до эскалации насилия. Как метод, он также имеет политические последствия, которые отпугивают некоторые государства. На практике государства-члены избегают действий, несмотря на свидетельства роста межэтнической напряженности, например, в Руанде 1994 г., когда отсутствие стратегических достижений помешало ответу международного сообщества (Hampson and Malone 2002, p.81). Исследование Reuveney et al., Посвященное ресурсам и конфликтам, предоставляет дополнительные доказательства, демонстрирующие, что внешняя помощь бесполезна для прекращения конфликта (Reuveney et al 2011, стр. 709). Их данные свидетельствуют о том, что помощь третьих сторон имеет тенденцию к эскалации конфликтов из-за того, что помощь используется для приобретения оружия и призыва новобранцев (Reuveney et al 2011, p.709). Подобные исследования подтверждают, почему предложение Хэмпсона и Мэлоуна об экономическом развитии не дает существенных доказательств того, как программы развития могут предотвратить конфликт из-за ресурсов.

Бьюкенен также рассматривает возможность предотвращения конфликта посредством устранения экономической нестабильности в государстве (Бьюкенен 20, с.199). Этот метод предотвращения позволяет бороться с конфликтами, связанными с ресурсами, за счет уменьшения экономического разрыва между отдельными этническими группами. Как следствие, возросшее богатство не может использоваться политическими элитами как повод для вступления в насильственные конфликты (Buchanan 20, p.199). Теоретически устранение всей экономической нестабильности в государстве, несомненно, снизит напряженность между группами по поводу ресурсов.Однако на практике сама Бьюкенен признает маловероятность создания экономической программы, которая позволила бы устранить все недовольства между группами (Buchanan 20, p. 199). Исследования Reuveney et al еще больше противоречат этим предположениям, поскольку их доказательства заключаются в том, что усиление развития только продлевает существование конфликтов (Reuveney et al 2011, p.708). Их исследования чрезвычайно полезны в рамках этого анализа, поскольку их теоретико-игровая модель конфликта демонстрирует, что дальнейшее извлечение ресурсов усиливает конфликты внутри государства (Reuveney et al 2011, p.698). Их эмпирические данные показывают, что программы развития, которые приводят к производству большего количества ресурсов, в конечном итоге приводят к будущим конфликтам из-за тех же самых ресурсов. Поэтому, рассматривая экономическое развитие как превентивный метод, трудно предположить, что оно позволяет избежать конфликтов из-за долгосрочных негативных последствий, которые может вызвать увеличение ресурсов.

Эффективное управление и вмешательство

Считая дилемму безопасности основной причиной этнического конфликта, предполагает, что сам этнический страх является причиной конфликта.Принимая во внимание борьбу с этническим страхом, Лейк и Ротшильд предлагают эффективное управление и вмешательство третьей стороны. Эффективное управление описывается как метод, который включает «демонстрации уважения, разделение власти, выборы, спроектированные для обеспечения взаимозависимости групп, а также установление региональной автономии и федерализма» (Lake and Rothschild 1996, p.42). Все эти усилия можно использовать для улучшения чувства незащищенности. Однако анализ недостатков этих мер дает дополнительные доказательства того, почему этнический конфликт неизбежен.

Демонстрация уважения к группам меньшинств, а также разделение власти являются примерами эффективного управления, которое следует использовать для уменьшения незащищенности (Lake and Rothschild 1996, p.42). Оба метода оказались успешными в рамках правительства ЮАР 1993–1999 годов, когда конституционные меры улучшили представительство меньшинств на региональном и правительственном уровнях (De Villiers, 2013, p.662). Формальное разделение власти было эффективным в поддержании мира в Южной Африке между отдельными группами, демонстрируя, как эффективное управление может предотвратить конфликт (De Villiers, 2013, стр.662). Несмотря на это свидетельство, Лейк и Ротшильд сами признают возможные трудности, которые может вызвать разделение власти. Они рассматривают ситуации, когда элиты большинства не желают отвечать на требования меньшинства, что потенциально может вызвать новые конфликты (Lake and Rothschild 1996, p.59). Эта проблема с эффективным управлением проявилась в Южном Судане в 2016 году, когда были разорваны соглашения о разделении власти между Риек-Мачаром и Сальвой Кииром, что привело к эскалации насилия между правительством и силами повстанцев.

Понятно, что уменьшение исторической незащищенности соперничающих этнических групп является сложной задачей для наций с долгой историей насилия.Принимая во внимание анализ причин конфликта, проведенный Позеном, уменьшение этой незащищенности необходимо для того, чтобы этнический конфликт можно было избежать (Posen 1993, p.27). Лейк и Ротшильд также предлагают вмешательство третьей стороны в качестве способа противодействия обсуждаемым опасностям. Международное вмешательство считается эффективным средством уменьшения конфликтов, поскольку сторонние органы, такие как коалиции ООН, могут объединять лидеров для посредничества (Lake and Rothschild 1996, p.65). Этот аргумент полезен для посредничества, поскольку процесс может привести к формированию группами политических соглашений, которые могут уменьшить конфликт.Несмотря на эту возможность, вмешательство, о котором говорилось ранее, содержит множество проблем.

Во-первых, власть может негативно рассматривать вмешательство как нарушение государственного суверенитета. Это подрывает процессы посредничества, если лидеры не хотят сотрудничать. Более того, исследование Реувени и др. Дало эмпирические данные, демонстрирующие, что вмешательство третьей стороны является успешным только в том случае, если оно направлено только на прекращение боевых действий (Reuveney et all 2011, p.709). Политическое вмешательство и выбор стороны могут привести к долгосрочным неудачам.Эта проблема была продемонстрирована в Сомали 1993 года, где предпочтение лидера Али Махди Мохамеда над Мохаммедом Фарахом Айдидом международным сообществом не смогло уменьшить долгосрочную нестабильность в стране (Lake and Rothschild 1996, p.67). Подобные примеры демонстрируют трудности с уменьшением этнической незащищенности. Без устранения незащищенности предотвращение дилеммы безопасности проблематично, что демонстрирует, почему эффективное управление и вмешательство не позволяют избежать конфликта.

Превентивная дипломатия и институционализм

Де Фигейредо и Вайнгаст считают элиты с эгоистичными взглядами главными зачинщиками конфликтов.В случаях, когда отдельные элиты контролируют действия крупных фракций, предложение Джентлесона о превентивной дипломатии полезно. Превентивная дипломатия считает, что внешние игроки важны для осуществления раннего вмешательства в тех случаях, когда межэтническая напряженность усиливается. Как метод, он стремится как к мирному вмешательству, так и к дискуссии с элитой групп, чтобы способствовать диалогу для переговоров (Jentleson 1996, p.11). Джентлесон пытается усилить аргументы в пользу превентивной дипломатии, утверждая, что ей удалось избежать распространения конфликта между Хорватией и Боснией на Македонию в начале 1990-х годов (Jentleson 1996, p.11). Он утверждает, что предупреждение США Милошевичу из Сербии о недопустимости обращения с албанцами в Косово, наряду с международным присутствием в Македонии, предотвратило распространение этнического конфликта на Косово и Македонию (Jentleson 1996, p.11). Исследования Джентлесона, к сожалению, опровергаются событиями, разворачивающимися после его политического доклада за 1996 год. Эскалация насильственного конфликта в Косово в 1998 году продемонстрировала серьезные провалы превентивной политики. Впоследствии в 2001 году насилие в Македонии обострилось, и этнические разногласия стали основным источником обоих конфликтов (Lyon 2002, p.285). Устранение влияния элит путем переговоров не привело к снижению напряженности в регионе. Отчет Джентлесона о политике является полезным примером ограниченного и краткосрочного характера большинства подходов к предотвращению конфликтов. Это демонстрирует оптимистический характер подходов, но в конечном итоге дает свидетельства того, что конфликт неизбежен в долгосрочной перспективе.

Вольф также рассматривает дипломатию в сочетании с лидерством и институционализмом как метод избегания (Wolff 2010).Рассматривая элиты как главную причину конфликта, предложение Вольфа направлено на то, чтобы вовлечь элиты в поиск компромиссов, чтобы снизить напряженность. Мирное соглашение Северной Ирландии 1998 года может быть использовано в качестве примера, подтверждающего утверждения Вольфа. Местные лидеры смогли вместе вести переговоры и идти на компромисс для установления мира. Эти компромиссы были реализованы через институты, демонстрируя важность институтов в мирных процессах (Wolff 2010). Подход Вольфа к избеганию наиболее полезен в рамках этого анализа, поскольку он подчеркивает важность вовлечения лидеров конфликта.Однако, учитывая объяснения Де Фигейредо и Вейнагаста, компромисс может быть затруднен, если переговоры не будут соответствовать интересам некоторых лидеров. Более того, аргумент Вольфа опирается на установленные институты для выполнения соглашений. Как следствие, государствам без сильных институтов будет трудно выполнять соглашения. Несмотря на свою полезность, Вольф не учитывает ситуации, когда институты слабы, а элиты не подчиняются переговорам, таким как мирное соглашение по Дарфуру от 2006 года.Он не может предложить гибкий подход, который можно было бы применить к менее развитым странам с межэтнической напряженностью. Подобные противоречия и их результаты в применении будут проанализированы в рамках следующего тематического исследования Судана.

Раздел 3: Пример — Дарфур 2003

Принимая во внимание соответствующие исследования в разделе 2, следующее тематическое исследование направлено на анализ применения обсуждаемых превентивных методов к конфликту в Дарфуре, Судан. Рассмотрев влияние превентивных методов на современный этнический конфликт, эта статья сможет предоставить качественные доказательства возможности предотвращения.

Контекст

Постколониализм. Большая часть земель в южном регионе Дарфура была заселена этнически черными племенами фур, масалит и загава (Reyna 2004, с. 1299). После военного переворота 1989 года в Хартуме, столице Судана, к власти пришел араб Омар аль-Башир. До режима Башира земельные споры приводили к нападениям арабов-кочевников на чернокожих африканских фермеров на протяжении 1980-х годов (Totten 2011, p.12). Башир усилил напряженность в начале 1990-х, разделив Дарфур на три штата, в результате чего племена стали меньшинствами в каждом штате (Reyna 2004, p.1299).

В этот же период усиление опустынивания в виде засух из-за отсутствия дождя привело к массовой миграции арабов-кочевников в южный Дарфур (Reyna 2004, p. 1299). В 1989–1999 годах продолжалась эскалация небольших конфликтов между арабами и чернокожими, при этом местные лидеры в регионе встали на сторону арабов. Арабское большинство в правительстве усилило убеждения в превосходстве арабов, которые использовались для оправдания жестокого обращения с чернокожими (Totten 2011, p.14). Отсутствие защиты со стороны местных властей привело к созданию повстанческих групп защиты в форме Освободительной армии Судана (SLA) и Движения за справедливость и равенство (JEM) (Totten 2011, p.14). Наконец, в 2003 году серия организованных повстанческих атак ОАС и ДСР на правительственные базы была отражена правительственными атаками на деревни Дарфура. Вооруженные арабские группы, такие как «Джанджавид», начали совершать многочисленные зверства в отношении племен, включая убийства, изнасилования, пытки и геноцид (Reyna 2004, p.1300). Текущие сообщения о гуманитарных злоупотреблениях в 2017 году по-прежнему связаны с убийствами, изнасилованиями, применением химического оружия, разрушением и перемещением (HRW 2017). Эти обвинения демонстрируют неспособность международного сообщества предотвратить продолжение конфликта в Дарфуре.

Применение обсуждаемых методов

Рекомендации Бьюкенена по сокращению конфликтов за счет уменьшения экономического неравенства в применении к Дарфуру не привели к снижению уровня насилия. Этот превентивный метод был опробован и внедрен в Дохинском документе о мире в Дарфуре 2011 года. Соглашение, подписанное правительством Судана и Движением за освобождение и справедливость (LJM), было направлено на более равномерное распределение богатства (среди других целей) между отдельными группами как единое целое. способ снизить напряженность (Дуллаган, 2016).Отсутствие поддержки со стороны значительного большинства других повстанческих группировок сказалось на его способности успешно снижать напряженность в регионе. Дуллаган отмечает, что другие группы отклонили подпись и сформировали Суданский революционный фронт, который продолжал бороться с правительством (Dullaghan, 2016). Это прискорбное свидетельство демонстрирует, что экономическое развитие может предотвратить конфликт только в том случае, если все стороны согласны с целями развития. Эти результаты отвергают предложения Бьюкенена, демонстрирующие, почему экономическое развитие не может предотвратить конфликты.

Миграция арабов в южный Дарфур привела к росту населения, что, как правильно полагали Хэмпсон и Мэлоун, привело к раздору. Их предложения по борьбе с конфликтом за счет ресурсов предполагали участие ООН и ее более широких агентств. Применительно к Дарфуру их предложения, к сожалению, также закончились неудачей. Использование агентств ООН и полномочий Совета Безопасности оказало ограниченное влияние на предотвращение насилия в Дарфуре в будущем. Тоттен отмечает, что в период с 2004 по 2011 год ООН ввела различные санкции, «требуя, чтобы Судан разоружил ополченцев, действующих в Дарфуре; и передача дела Дарфурского конфликта в Международный уголовный суд »(Totten 2011, p.19). После отчета HRW за 2017 год становится очевидным, что разоружения ополченцев в Дарфуре не произошло из-за продолжающихся нападений со стороны противоборствующих группировок. Кроме того, появление потенциального применения химического оружия вызывает большую озабоченность, указывая на рост нарушений прав человека (HRW 2017). Аргументы Хэмпсона и Мэлоуна об успехах ООН как механизма предотвращения насилия в будущем в Дарфуре опровергаются. Как следствие, их неудачи представляют собой веские доказательства того, что этнических конфликтов можно избежать.

Лейк и предложения Ротшильда о влиянии эффективного управления и вмешательства третьих сторон на снижение уровня насилия также опровергаются событиями в Дарфуре. Как указано во втором разделе, они предполагают, что вмешательство международных коалиций в конфликт может ускорить процессы установления мира и посредничества (Lake and Rothschild 1996, p.65). Пример этого типа процесса был предпринят в Дарфуре, когда в 2004 году действовали коалиции, состоящие из войск Африканского союза, Организации Объединенных Наций, Европейского союза и США.Первая коалиция во главе с АС не смогла инициировать мир, а также какой-либо посреднический процесс по мере усиления насилия (Totten 2011: 20). Усиление международного давления привело к мирному соглашению по Дарфуру от 2006 года между правительством и повстанцами. Примеры эффективного управления, обсуждаемые Лейком и Ротшильдом, были установлены в рамках соглашения, например, статья 2, которая устанавливает руководящие принципы разделения власти между группами (Дарфурское мирное соглашение 2006 г.). Обе стороны подписали соглашения, в конечном итоге стремясь положить конец длительному конфликту.Несмотря на подписание и засвидетельствование, обе стороны быстро перестали соблюдать договоренности (Totten 2011: 24). К сожалению, насилие продолжалось в Дарфуре в 2006 году, демонстрируя неудачи вмешательства третьей стороны и эффективного управления как методов предотвращения этнического конфликта.

Заключение

Обсуждение

В целом результаты в третьем разделе свидетельствуют о том, что применение превентивных методов раздела два не помогло избежать конфликта.Аргументы Тоттена особенно поддерживали позицию этой статьи, а его исследование показало, что международная реакция была неудачной. Эта позиция была поддержана в третьем разделе применения обсуждаемых методов, где экономическое развитие, участие ООН, эффективное управление и вмешательство третьей стороны — все это не помогло избежать конфликта.

Несмотря на эти неудачи, важно признать, что эффективные процессы управления так и не были полностью реализованы в 2006 году. Хотя такие методы, как разделение полномочий, были согласованы между сторонами, правительство Омара аль Башира не реализовало их в то время, демонстрируя проблемы с обозначением эффективного управления как полный провал.Кроме того, важно признать, что существует много других типов превентивных методов, которые игнорируются в этой статье, например, военное вмешательство и социальное развитие, которые дали разные результаты в предотвращении этнических конфликтов. Если смотреть под другим углом, исследование в рамках этой статьи могло бы предоставить более сбалансированные аргументы, демонстрирующие возможные способы предотвращения этнического конфликта.

Тем не менее, я целенаправленно проанализировал неудачи превентивных методов, чтобы продемонстрировать слабые стороны существующих подходов к избеганию.В сравнении с тематическим исследованием Дарфура были выявлены трудности, связанные с предотвращением конфликта. Страны с историей этнического насилия, смешанные с фракционированными сообществами, оказались более склонными к конфликтам (Wegenast and Basedau 2013, p. 433). В результате реакция международного сообщества на Дарфур не позволила снизить межэтническую напряженность, а также увеличить число смертей. Текущие подходы к конфликту, как указал Джентлесон, часто включают мирные переговоры и обсуждения с политическими лидерами.Тем не менее в тематическом исследовании особо подчеркивается, что дипломатические дискуссии, несмотря на договоренности, все же могут не предотвратить эскалацию конфликта, если резолюции не будут быстро реализованы.

Рекомендации

Комбинация предложений Вольфа, Хэмпсона и Мэлоуна была бы полезна в борьбе с эскалацией напряженности. Заключение мирных соглашений путем переговоров является важным компонентом предотвращения перерастания конфликта в конфликт с применением насилия. Предложения Вольфа являются наиболее эффективными по сравнению с другими, поскольку он рассматривает способы поддержания мира через руководство и институты.Поддержание мирных соглашений в местах со слабыми институтами, таких как Дарфур, может поддерживаться только усилиями международного сообщества. Как следствие, постоянное участие органов ООН, предложенное Хэмпсоном и Мэлоуном, является необходимой мерой для поддержания мира в условиях высокой этнической напряженности.

Несмотря на возможные успехи в применении этих методов, исследование в данной статье показывает, что политические препятствия препятствуют возможности избежать конфликта. Как показано во втором разделе в Руанде в 1994 г., где не было индивидуальной выгоды, государства-члены ООН не вмешивались и не предотвращали геноцид.До тех пор, пока международное сообщество по-настоящему не поставит безопасность человека над безопасностью государства, лидеры намеренно будут и дальше избегать вмешательства в конфликты без личной выгоды. Этот основной фактор является причиной того, почему я считаю, что этнических конфликтов в нынешней системе, в которой мы живем, во многих случаях невозможно избежать. Это открытие, подтвержденное доказательствами в этой статье, указывает на важность государственного суверенитета и его влияние на решения, которые необходимо уменьшить, чтобы избежать конфликта. Подобные статьи следует использовать для предоставления будущих доказательств того, почему необходимо международное вмешательство в государства с растущей этнической напряженностью.Это наряду с оптимизмом и многосторонними усилиями необходимы, если мы надеемся избежать жестоких этнических конфликтов.

Библиография

Бэнкс, M.B. (1996) Этническая принадлежность: антропологические конструкции. Лондон: Рутледж

Бьюкенен, С. (2008) Преобразование конфликта в северной Ирландии и приграничных странах: некоторые уроки мирных программ по оценке участия демократии. Ирландские политические исследования [онлайн]. 23 (3), стр. 387-409. [Доступ 18 декабря 2017 г.].

Кармент, Д.К. и Джеймс, П.Дж. (1998) Организация Объединенных Наций 50: управление этническими круизами — прошлое и настоящее. Журнал исследований мира [онлайн]. 35 (1), стр. 61-82. [Доступ 27 ноября 2017 г.].

Cordell, K.C. и Вольф, С. (2009) Этнический конфликт: причины, последствия и меры реагирования . Кембридж: Polity Press.

Де Вильерс, Б.В. (2013) Федерализм в Южном Судане — варианты разделения власти в постоянной конституции. Журнал азиатских и африканских исследований [онлайн].49 (6), стр. 654-671. [Проверено 19 декабря 2017 г.].

Дуллаган, Северная Дакота (2016) Кризисы в Дарфуре. Доступно по адресу: http://www.responsibilitytoprotect.org/index.php/crises/crisis-in-darfur#DDPD [Доступно 28 декабря 2017 г.]

Фентон, С.Ф. (2010) Этническая принадлежность. Кембридж: Политика.

Хэмпсон, Ф.Х. и Мэлоун, Д.М. (2002) Повышение потенциала ООН по предотвращению конфликтов. Международные операции по поддержанию мира [онлайн]. 9 (1), стр. 77-98. [Доступ 12 ноября 2017 г.].

HRW.(2017) World Report 2017: Sudan. Доступно по ссылке: https://www.hrw.org/world-report/2017/country-chapters/sudan [доступ 20 декабря 2017 г.]

Джентлесон, Б.Дж. (1996) Превентивная дипломатия и этнические конфликты: возможно, сложно, необходимо. Программный документ 27: Калифорния, США [доступ 12 ноября 2017 г.].

Lake, D.L. и Ротшильд, Д. (1996) сдерживание страха: истоки и управление этническими конфликтами. Международная безопасность [онлайн].21 (2), стр. 41-75. [Доступ 12 ноября 2017 г.].

Лион, А.Л. (2002) Международное влияние на мобилизацию насилия в Косово и Македонии. Журнал международных отношений и развития. [онлайн]. 5 (3), pp.275-294 [Доступ 20 декабря 2017]

Петерсен, Р.П. (2012) Понимание этнического насилия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Позен, Б. (1993) Дилемма безопасности и этнический конфликт. Глобальная политика и стратегия [онлайн].35 (1), стр. 27-47. [Доступ 12 декабря 2017 г.].

Реувени, Р.Р., Максвелл, Дж. М., Дэвис, Дж. Д. (2011) Анализ: конфликт из-за природных ресурсов. Экологическая экономика [онлайн]. 70, стр. 698-712. [Доступ 18 декабря 2017 г.].

Reyna, S.R. (2010) Бедствия войны в Дарфуре, 1950–2004 гг. Третий мир ежеквартально [онлайн]. 31 (8), стр. 1297-1320. [Проверено 19 декабря 2017 г.].

Субхасиш, Р.С. (2016) Рано или поздно: время возникновения этнических конфликтов после обретения независимости. Журнал исследований мира [онлайн]. 53 (6), стр. 800-814. [Доступ 14 ноября 2017 г.].

Totten, S.T. (2006) Геноцид в Дарфуре: расследование зверств в Судане. Абингдон: Рутледж.

Организация Объединенных Наций. (2009) Отчет о развитии потенциала. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций

Уолтер, Б.В. и Снайдер, Дж. (1999) Гражданские войны, небезопасность и вмешательство. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

Wegenast, T.W. и Базедау, М. (2013) Этническое разделение, природные ресурсы и вооруженный конфликт.Управление конфликтами и наука о мире [онлайн]. 31 (4), стр. 432-457. [Проверено 5 декабря 2017 г.].

Вольф (2010). Стефан Вольф: Путь к прекращению межнациональных конфликтов. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=UfM7t_oqNDw [доступ 20 декабря 2017 г.]


Написано: Aiyetoro Hinds
Написано: University of Bristol
Написано для: Eric Herring
Дата написания: январь 2018

Дополнительная литература по электронным международным отношениям

.

Что такое межнациональные отношения?

Межнациональные отношения … Этот термин в последнее время довольно часто встречается из радиоэфира и телеэкранов, а те, кто интересуется горячими новостями, также могут найти его на страницах современных периодических изданий или популярных интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще соглашусь, но в грустном или тревожном. К сожалению…

В своей статье я предлагаю более подробно рассмотреть этот термин, дать ему определение, заглянуть в историю и привести несколько типичных примеров.

Межнациональные отношения. Определение понятия

Межэтнические отношения — это совокупность индивидуально пережитых отношений между людьми, принадлежащими либо к разным национальностям, либо являющимися представителями разных этнических общностей. Это понятие изучается сразу двумя общественными науками: общей психологией и этнопсихологией.

Как возникают эти отношения?

Да, строго говоря, они формируются постепенно, в процессе трудовой или политической жизни, а также происходят из семьи, повседневной жизни, дружеского и любого другого неформального общения.

В зависимости от исторического прошлого этой или другой страны, социально-политической ситуации, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких отношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или (по крайней мере) негативные формы. Кроме того, на него может сильно повлиять личный интерес к общению.

Межнациональные отношения. Их разновидности и формы

Такие отношения могут возникать между представителями разных национальностей на уровне одного государства, и они, конечно, могут складываться между разными государствами или народами.

Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:

  • этнический или национальный конфликт;

  • мирное сотрудничество, включающее несколько подвидов:

— Этническое смешение. Возникает в том случае, если разные группы, стихийно смешиваясь друг с другом, через определенное количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через межнациональные браки. Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким образом когда-то были латиноамериканцы, в традициях которых до сих пор смешаны обычаи испанцев, португальцев, африканских рабов и местных туземцев.

— Этническая ассимиляция или поглощение. Это происходит в том случае, если один человек практически полностью растворяется в другом или даже одновременно в нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролития и порабощения образовались США. Но в древности все происходило гораздо жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.

Если сценарий ассимиляции насильственный, то более крупная и сильная нация запрещает второму, например, использование собственного языка или соблюдение своих обычаев и традиций.

Межнациональные отношения. Пути разрешения конфликтов

По мнению современных социологов и политологов, если отношения между народами зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации в конечном итоге привели к еще большему обострению этой ситуации, существует несколько реальных способы влияния на этот конфликт:

  • Признать наличие межэтнических проблем и решить их с помощью методов национальной политики.

  • На уровне нации признать неприемлемость насилия и овладеть культурой другого народа. Разрешить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать свою идентичность, язык и обычаи, не проявляя враждебности или недоверия.

  • Для нормализации этнополитической ситуации используйте различные рычаги экономики.

  • Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру.Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.

  • Создавайте специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным разрешением всех возникающих национальных споров.

Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, когда люди не слышат друг друга и даже не хотят пытаться вести переговоры мирным путем.

.

Исламофобский дискурс и межэтнический конфликт: влияние освещения средствами массовой информации обезглавливания ИГИЛ на процессы идентификации и межгрупповые отношения: Глава

книги по социальным и гуманитарным наукам

В этой главе исследуется исламофобский дискурс, который увековечивается в средствах массовой информации, освещая обезглавливание ИГИЛ для объяснения потенциального влияния средств массовой информации на диссоциативное поведение зрителей и оправдания такого поведения со стороны социальных субъектов. В частности, в этой главе делается попытка изучить способы усиления внутригрупповой идентичности (внутригрупповая предвзятость) за счет отступления от чужих.Авторы провели тематический анализ освещения новостей из пяти основных новостных источников. Результаты выявили четыре темы проблемного дискурса: (1) наименование врага, (2) установление межгрупповой угрозы, (3) гомогенизация исламских народов и (4) усиление негативного. Затем авторы описывают несколько способов, с помощью которых СМИ могут действовать как буфер для смягчения межгрупповых враждебных действий путем создания позитивных контактных ситуаций.

Наверх

Общие сведения: процессы идентичности и межэтнические конфликты

Как объясняет контекстная теория межэтнического общения Ким (2005), этническая идентификация становится особенно заметной в случаях стресса окружающей среды.Ким (2005) концептуализирует этничность как «социальную категорию, определяемую членством, которая отличается от других групп набором объективных характеристик, качеств или условий, таких как национальное происхождение, язык, религия, раса и культура» (стр. 327). Экологический стресс включает любой фактор, создающий нагрузку на социальную систему. К таким факторам относятся тяжелые экономические времена, войны или террористические акты. Касательно данной главы, недавние действия ИГИЛ, несомненно, создали экологический стресс в Соединенных Штатах.Как объясняет Ким (2005), межэтническая напряженность «вероятно возрастет на индивидуальном уровне, когда окружающая среда находится под давлением из-за событий, связанных с определенной группой» (стр. 339). Таким образом, мы определяем нынешнюю напряженность в Соединенных Штатах, в частности предрассудки и дискриминацию в отношении американцев-мусульман, как межэтнический конфликт , проистекающий из экологического принуждения.

В эпоху после 11 сентября о межэтнических конфликтах, связанных с экологическим стрессом, могут свидетельствовать акты насилия, направленные против жителей Ближнего Востока, рост антиарабских и антимусульманских групп ненависти (Rubenstein, 2003), а также уничижительный язык, используемый политиками, представителями СМИ и социальной элитой для оправдания такой дискриминации (Allen, 2004).Чтобы еще больше обострить антимусульманские настроения и усугубить и без того напряженную социальную обстановку, террористическая группа ИГИЛ казнила двух американских журналистов на камеру в 2014 году. О публичной казни этих журналистов широко сообщалось в средствах массовой информации. Чтобы лучше понять мириады процессов идентичности на пересечении этнической принадлежности, конфликта и средств массовой информации, в следующих параграфах мы изложим несколько соответствующих теорий.

.

Исламофобский дискурс и межэтнический конфликт: влияние освещения средствами массовой информации обезглавливания ИГИЛ на процессы идентификации и межгрупповые отношения: Глава

книги по СМИ и коммуникациям

объяснять потенциальное влияние средств массовой информации на диссоциативное поведение зрителей и оправдания такого поведения со стороны социальных субъектов. В частности, в этой главе делается попытка изучить способы усиления внутригрупповой идентичности (внутригрупповая предвзятость) за счет отступления от чужих.Авторы провели тематический анализ освещения новостей из пяти основных новостных источников. Результаты выявили четыре темы проблемного дискурса: (1) наименование врага, (2) установление межгрупповой угрозы, (3) гомогенизация исламских народов и (4) усиление негативного. Затем авторы описывают несколько способов, с помощью которых СМИ могут действовать как буфер для смягчения межгрупповых враждебных действий путем создания позитивных контактных ситуаций.

Наверх

Общие сведения: процессы идентичности и межэтнические конфликты

Как объясняет контекстная теория межэтнического общения Ким (2005), этническая идентификация становится особенно заметной в случаях стресса окружающей среды.Ким (2005) концептуализирует этничность как «социальную категорию, определяемую членством, которая отличается от других групп набором объективных характеристик, качеств или условий, таких как национальное происхождение, язык, религия, раса и культура» (стр. 327). Экологический стресс включает любой фактор, создающий нагрузку на социальную систему. К таким факторам относятся тяжелые экономические времена, войны или террористические акты. Касательно данной главы, недавние действия ИГИЛ, несомненно, создали экологический стресс в Соединенных Штатах.Как объясняет Ким (2005), межэтническая напряженность «вероятно возрастет на индивидуальном уровне, когда окружающая среда находится под давлением из-за событий, связанных с определенной группой» (стр. 339). Таким образом, мы определяем нынешнюю напряженность в Соединенных Штатах, в частности предрассудки и дискриминацию в отношении американцев-мусульман, как межэтнический конфликт , проистекающий из экологического принуждения.

В эпоху после 11 сентября о межэтнических конфликтах, связанных с экологическим стрессом, могут свидетельствовать акты насилия, направленные против жителей Ближнего Востока, рост антиарабских и антимусульманских групп ненависти (Rubenstein, 2003), а также уничижительный язык, используемый политиками, представителями СМИ и социальной элитой для оправдания такой дискриминации (Allen, 2004).Чтобы еще больше обострить антимусульманские настроения и усугубить и без того напряженную социальную обстановку, террористическая группа ИГИЛ казнила двух американских журналистов на камеру в 2014 году. О публичной казни этих журналистов широко сообщалось в средствах массовой информации. Чтобы лучше понять мириады процессов идентичности на пересечении этнической принадлежности, конфликта и средств массовой информации, в следующих параграфах мы изложим несколько соответствующих теорий.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *